Previous Entry Поделиться Next Entry
По методу «макдоналдса», или Нетагильский проект
пиджак
vasily_ovsepyan
По методу «макдоналдса», или Нетагильский проект

























29 Октября 2015

Передо мной, уважаемые читатели, стоит весьма трудная задача – рассказать о повторной защите проекта литературно-музейного центра «Дом Окуджава» дизайнерами ООО «Уральский региональный институт музейных проектов» в присутствии министра культуры Свердловской области П. В. Крекова и с участием общественности.

Место проведения – Центральная городская библиотека, было выбрано не случайно, ибо именно она выступила в роли заказчика с техническим заданием. При этом, заметьте, мы не ведем речь о концепции, которую, как известно, директор ЦГБ Н. Якимова и ее заместитель М. Попова не сумели отстоять в результате поездки в Переделкино у вдовы поэта О. В. Окуджавы (Арцимович), действующего директора Государственного мемориального музея Б. Ш. Окуджавы.

Разумеется, мы сочувствуем «отважным» тагильчанкам, но понимаем, что им не хватило фундаментальных знаний. Они, несомненно, профессионалы, но – в библиотечном деле. И потому, как следствие, дизайнеры представили нам «Визуализацию многофункционального синтетического культурного учреждения», которое совмещает в себе музей, досуговый центр и библиотеку. Вот такой «макдоналдс» по-уральски. Причем, все площади будущего центра выполнены в откровенно метафорическом современном стиле, хотя этот прием в данном случае не избавлен от некоторых штампов. Например, виноградная лоза подана явно прямолинейно.

Зато целям комфорта и уюта уделяется особое внимание. «Что здесь плохого?» – спросите вы. Ничего, вот поэтому мы и не возражаем против сцены и актового зала. Да вот беда, под мемориальную часть выделено всего 10 квадратных метров. Это комната маленького Булата? А где же кабинет отца, первого секретаря Тагильского горкома ВКП (б) Шалвы Степановича Окуджавы, который сутками мотался по стройплощадкам и заводам, и у которого мало времени оставалось на общение с сыном? Тогдашний хозяин Тагила отличался принципиальностью и настойчивостью в выполнении своего прямого общественного и партийного долга перед народом и был уважаем людьми. Нет и общей комнаты семьи, в которой обсуждались важные вопросы и слушали радио вместе с дворником Блохиным. Явно не хватает в проекте комнаты «шестидесятников», вышедших со своей свежей поэзией на стадионы и обновивших своими стихами духовную составляющую советского общества. Среди них ближайшие коллеги Булата Окуджавы Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Владимир Высоцкий, Роберт Рождественский, Наум Коржавин, легендарный защитник Сталинграда Виктор Некрасов, Василий Аксенов… Всех не перечесть, но эти люди составляют литературную славу и гордость России.

Скажите, а почему нельзя было создать смысловые доминанты на основе последней книги поэта о Нижнем Тагиле «Упраздненный театр» с романтической историей детской любви к Оле Шаминой? Разве нашей молодежи это не интересно? По-моему, интересно. Однако такому наполнению уважаемые дизайнеры предпочли крайне, на мой взгляд, неудачную биографическую книгу из серии «ЖЗЛ» Дмитрия Быкова, которая насыщена избытком недопустимых ошибок и слишком вольных алогизмов и толкований.

Но самое главное, что синтетический проект таковым и останется, потому что в нем отсутствует реальное ощущение жизни и промышленного Тагила, семьи и ауры любви и доброты, которой был окружен Булат. Разве появились бы душа и воздух поэзии у Булата и сочувствие к чужой боли, если бы не нравственные уроки родителей? Ольга Владимировна Окуджава (Арцимович) считает, что «Дом Окуджавы» – это прежде всего дом Шалвы Степановича и Ашхен Степановны, которые удивлялись своему сыну и удивляли его. И мы понимаем, что такое не нарисуешь на ватмане, а можешь только ощутить шестым чувством. Но есть ли оно у авторов проекта? Видимо, нет.

Однако самое принципиальное наше возражение вызывает диспропорция между историзмом и современностью. Здесь впору привести слова крупнейшего музеолога, основателя и первого директора Государственного музея А. С. Пушкина в Москве Александра Зиновьевича Крейна: «Цель музеев – современность. Музеи хранят историю для современности. В основе музеев лежит идея нужности и актуальности истории для настоящего и будущего». В предложенном нам проекте ничего не заложено в этом смысле, кроме комнаты Булата, но этого крайне не достаточно. А авторы, и мы уже это поняли, не уступят в пользу мемориальной части ни одного квадратного метра.

Но куда же и на что потрачены все площади? С актовым залом понятно, а со всем остальным – нет. Почему нам не показали каждый фрагмент экскурсионной композиции в квадратных метрах? Какую площадь занимают кабинеты директора и сотрудников Центра? Не получается ли так, что при дизайнерском подходе по методу «макдолдса» – в несколько тематических слоев, вместе с водой выплеснули ребенка, и артефакты станут совсем не нужны? Но ведь именно они – основа и бытовой, и исторической памяти. С ними надо уметь работать, а если не умеешь, то легче пить чай и кофе на бардовской кухне и считать дни до получки. И еще одно замечание. Дизайнеры института попросили за проект почти шесть миллионов рублей. Деньги хорошие. Вот вокруг них и развернулся номенклатурный покер. А, может, если бы проект и его осуществление отдали тагильчанам, которые не менее талантливы, то они все бы выполнили не хуже и, к примеру, за полтора миллиона?

И еще. Волеизъявление общественности города в пользу музейного центра можно трактовать, как угодно, но это – состоявшийся факт, объективная реальность. И когда речь идет о финансирование проекта, то не следует забывать, что все мы налогоплательщики и избиратели, так что в городском бюджете есть и наши рубли.

Вы спросите, а чего же желаем мы. Одного – чтобы в городе появился «Дом Окуджавы», в котором бьется живое сердце великого поэта. Мы должны быть рады, что у нас есть возможность вписать свою новую главу в биографию Булата Шалвовича и примирить горькое прошлое со светлым будущим. И вот это сверхзадача и проверка на гражданскую зрелость.

Василий ОВСЕПЬЯН,

доверенное лицо вдовы поэта Ольги Окуджава (Арцимович), заместитель председателя городского Общественного Совета по творческой работе «Дома Окуджавы».

Фото Тимофея ДУБИНИНА.

http://tagilvariant.ru/news/culture/po_metodu_makdonaldsa_ili_netagilskiy_proekt/?sphrase_id=6865

?

Log in

No account? Create an account