Previous Entry Поделиться Next Entry
Иди и смотри
пиджак
vasily_ovsepyan
Иди и смотри

























3 Декабря 2015

Тагильский живописец и график Наталья Утешина не без основания считает, что не дело автора объяснять своим поклонникам, что она хотела сказать той или иной своей работой. Выход один: иди и смотри, делай собственные выводы. Ее персональная выставка «Индиго и другие», открывшаяся 27 ноября в Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал», тоже является таким предложением. С одной стороны, это несколько удивляет, с другой – все верно. Тебе дано право погрузиться в замыслы и мир художника, вот и пользуйся им сполна.

В последнее время я встречал картины Натальи Сергеевны достаточно редко. И вот, надо же, такая удача – нынешняя презентация включила в себя творческий период с 2008 по 2015 годы. Что же это за период и в чем природа известного и талантливого автора? Наверно, когда она отправляется в путь, то и сама не подозревает, в каком космосе видений и чувств окажется. Ведь собственную душу спрогнозировать невозможно, потому что она пребывает в постоянном движении, и перемены ее непредсказуемы. И все-таки, если необходимо, чтобы сохранить равновесие в мире, защитить человека и человечество от саморазрушения, то и художник может помочь в решении этой сложной задачи. Поэтому не стоит спешить уходить от полотна «Видение Ивана Богослова», содержание которого в метафорическом смысле многомерно и загадочно. Вот и гадай, защитят ли могучие всадники нас от чудовищной агрессии, или надо «обняться, чтоб вмиг не сорваться, а если сорваться, то только вдвоем»? И что несет за собой крест, напоминающий меч. И способны ли точно взвесить все людские грехи маленькие весы, почти незаметные на картине. И еще, по ком звонит колокол? Может, он звонит по тебе?

А на противоположной стене смотрит на нас с полотна «Корова Земун», и ее символическая мудрость и вера в жизнь обнадеживают и помогают поверить, что Бог – это все-таки женщина. От нее в большей мере зависит продолжение жизни, чем от мужчин, которые соревнуются в изготовлении орудий убийства и чьи амбиции не знают границ. Все знают, как начинаются войны, и никто не знает, как они заканчиваются. И все-таки работа «Аномалия», как это понимаю я, символизирует спасение. Крыло, прорастающее из спины человека, дает понять, что творческое начало возьмет верх над косностью, и мы научимся летать без бомболюков.

А Наталья Утешина вновь удивляет нас пейзажами Бретани, «Вечернего Парижа», контрастных ритмов стекла и бетона современного района Парижа – Дефанса, и старинных улочек – хранителей вековой истории. И ты уже никак не можешь избавиться от навязчивой мысли, что видишь столицу Франции до 13 ноября, когда террористы еще не расстреляли этот великий город.

В активе лауреата, обладательницы большой серебряной медали и почетного диплома Международного биографического центра Кембриджа (а это несомненное признание) есть также серия полотен, выполненных пастелью на бумаге, «Заводские этюды». Это бальзам для музейщиков, можно сказать, именины сердца, о чем они говорят тепло, не скрывая эмоций. Ведь если лет через десять мы увидим, что тагильские «предприниматели» на наших глазах решатся отправить в переплавку маневренный паровоз, потому что воровать уже будет нечего, то картины Натальи Утешиной, а выполнила она их элегантно и с любовью, станут единственным упоминанием о заводе имени Куйбышева. Но надеюсь, что до этого не дойдет.

Заканчивая рассказ о выставке, хочу извиниться перед ее автором за то, что отвлекался от живописи на попутные темы. Смотреть работы Натальи Утешиной надо несколько раз, чтобы почувствовать ее философию жизни и целеустремленность, совершить хотя бы еще одно открытие, пусть даже для себя…

Василий ОВСЕПЬЯН.

Фото Тимофея ДУБИНИНА.




Иди и смотри Иди и смотри Иди и смотри Иди и смотри Иди и смотри Иди и смотри Иди и смотри Иди и смотри Иди и смотри Иди и смотри
http://tagilvariant.ru/news/culture/idi_i_smotri/?sphrase_id=6865

?

Log in

No account? Create an account