?

Log in

No account? Create an account
Цветы из камня
пиджак
vasily_ovsepyan
Цветы из камня
























11 Июня 2015

В прошлые годы я дружил с одним из выпускников Уральского училища прикладного искусства (нынче филиал Строгановки) камнерезом и ювелиром Виктором Чернышовым. Однажды он предложил мне принять участие в охоте на камни. Мне показалось это занятие не очень заманчивым, но когда, убив целое воскресенье, в одном из карьеров мы набрали по рюкзачку разных цветных камней, он предложил прийти к нему через недельку в гости. Друг есть друг, и я побывал в его небольшой квартире на Вые.

Чтобы я не скучал в ожидании перекуса, Виктор принес из другой комнаты целый разнос отшлифованных агатов, змеевиков и малахитов различной формы и несколько колье и колец в оправе. И я вдруг понял, что такое - цветы из камня, и каким поэтическим притяжение они обладают. С тех пор, отправляясь в гости к родным в Севастополь, я привожу им различные картинки из камня, Хозяйку медной горы, шкатулки и подсвечники, которые напоминают им о далекой уральской родине.

Эту историю я вспомнил в связи с вручением в минувший четверг в Нижнетагильском музее изобразительных искусств почетных орденов Мемориального фонда Карла Фаберже за весомый вклад в ювелирное искусство тагильским художникам Юрию Павловичу и Сергея Юрьевича Маточкиным. Следовательно, их ювелирное творчество признано во всем мире и является уникальным брэндом Нижнего Тагила. Считаю, что эти высокие награды обоих художников-ювелиров вполне заслуженны. Такие названия, как «Русский мотив», «Лесная ягода», «Болдинская осень», «Лесные бабочки», «Русь», будят живое воображение каждого неравнодушного человека. Можно только порадоваться за тагильских мастеров, за их успех. Пока на Урале есть красивый камень, будут после его обработки рождаться цветы, украшающие женское очарование.

Василий ОВСЕПЬЯН.

Фото Тимофея ДУБИНИНА.

http://tagilvariant.ru/news/culture/tsvety_iz_kamnya/?sphrase_id=6860

В добрый путь!
пиджак
vasily_ovsepyan
В добрый путь!























28 Мая 2015

Отзвучали в школах нашего города последние звонки. Праздничное оживление царило и в гимназии № 18.

Четыре одиннадцатых класса, а это 85 человек, включая 13 медалистов, сделали шаг в новую жизнь. Еще вчера мы требовали от них серьезного отношения к учебе, а сегодня переживаем за их будущее. Мы желаем нашим выпускникам счастья и удачи. Пусть обретут те профессии, о которых мечтают, и станут полноценными гражданами Великой России. В добрый путь!

Василий ОВСЕПЬЯН,

преподаватель гимназии № 18.

На снимках: мгновения счастья и грусти.

Фото Сергея КУЗНЕЦОВА.
http://tagilvariant.ru/news/society/v_dobryy_put/?sphrase_id=6860

От рождения до вечности: прогулка по выставке фотографа Даны Кындровой
пиджак
vasily_ovsepyan
От рождения до вечности: прогулка по выставке фотографа Даны Кындровой
























21 Мая 2015

Генеральное консульство Чешской республики в Екатеринбурге и Нижнетагильский музей «Горнозаводской Урал» представили на суд зрителей выставку фотографа Даны Кындровой. «Путь женщины».

Дана начала заниматься съемкой в1973 году и отдает предпочтение черно-белой фотографии. Наверное, эти классические цвета помогают ей, используя прием контрастов, добиваться наибольшей художественной выразительности. Объектами ее исследований при помощи объектива являются представительницы слабого пола, пребывающие в разных ситуациях и ипостасях. Что их волнует в этой жизни? Чего они хотят? Каковы смысловые основы их повседневного бытия, когда в сознании сложился стереотип дороги без конца, которая, по логике, всегда приводит к концу? И как найти исчерпывающие ответы на все эти вопросы?

Ведь все просто, как таблица умножения: рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть, и ничего нового и удивительного не предвидится впереди. Боже мой, какая однолинейность и скука. Однако в творчестве Даны Кындровой подобной однолинейности нет, потому-то она и кочует по городам и весям Европы в поисках своей тематической среды. Ее работа «Святая гора» посвящена Вере. Снимок «Шахта» говорит о тяжелом труде горняков в экстремальных ситуациях. А «Балетная школа» напоминает о раскованности танца ушедшей недавно от нас гениальной Майи Плисецкой. Фотография «Дом престарелых» – целая драма о финале жизни.

Выставка Даны Кындровой – не проходное событие, представленные на ней работы отражают серьезное проникновение художника в человеческую суть. И еще это добрый жест и доказательство того, что дружба между чехами и русскими не нуждается в танках, которые прошли по Праге и по правде в 1968 году. На том и закончим. Развивать мне эту тему не хочется.

Василий ОВСЕПЬЯН.

Фото Тимофея ДУБИНИНА.

От рождения до вечности: прогулка по выставке фотографа Даны Кындровой От рождения до вечности: прогулка по выставке фотографа Даны Кындровой От рождения до вечности: прогулка по выставке фотографа Даны Кындровой От рождения до вечности: прогулка по выставке фотографа Даны Кындровой От рождения до вечности: прогулка по выставке фотографа Даны Кындровой От рождения до вечности: прогулка по выставке фотографа Даны Кындровой От рождения до вечности: прогулка по выставке фотографа Даны Кындровой От рождения до вечности: прогулка по выставке фотографа Даны Кындровой От рождения до вечности: прогулка по выставке фотографа Даны Кындровой От рождения до вечности: прогулка по выставке фотографа Даны Кындровой От рождения до вечности: прогулка по выставке фотографа Даны Кындровой От рождения до вечности: прогулка по выставке фотографа Даны Кындровой От рождения до вечности: прогулка по выставке фотографа Даны Кындровой
http://tagilvariant.ru/news/culture/ot_rozhdeniya_do_vechnosti_progulka_po_vystavke_fotografa_dany_kyndrovoy/?sphrase_id=6860

Послесловие к фестивалю "Возьмемся за руки, друзья"
пиджак
vasily_ovsepyan
Послесловие к фестивалю "Возьмемся за руки, друзья"
























21 Мая 2015
Прежде чем поведать о втором региональном фестивале поэзии и песен Булата Окуджавы, который имел место быть в Нижнем Тагиле с 15 по 17 мая, хочу высказать искренние слова благодарности его участникам и членам жюри. А также министерству культуры Свердловской области в лице его начальника Павла Владимировича Крекова за то, что на это наиважнейшее мероприятие было израсходовано из областного бюджета 2,5 миллиона рублей, и сам министр общался с авторами не только в повседневной жизни, но и тогда, когда они проходили творческие испытания.

Как считает наш гость из Севастополя Андрей Соболев, такой стиль отношений с людьми творческими переоценить трудно. Он является креативным и современным. Мы, члены городского общественного Совета при литературном музейном центре «Дом Окуджавы», глубоко удовлетворены тем, что почти все наши идеи и предложения были реализованы. Так, в рамках фестиваля в Тагил приехал театр имени Михаила Булгакова со своим замечательным спектаклем «Будь здоров, школяр», в котором одну из главных ролей играл популярный артист театра и кино наш земляк Ярослав Жалнин. Вот что значит – дать слово и сдержать его!

Нам было что посмотреть, было чему удивиться и порадоваться за, несомненно, талантливых ребят. Поразили разнообразная и гибкая пластика спектакля и его энергетика. Поразило и умение актеров держать паузу и быть искренними и непосредственными до последнего мгновения. А когда те, кто ушел к звездам, препроводили раненого школяра в наш суматошный и яростный мир, словно завещая ему доделать на Земле все то, о чем они мечтали, в горле сжался ком, и сбилось дыхание. Обычно такое душевное состояние называют катарсисом, но здесь было чувство, более глубокое, помноженное на почти шесть лет жизни, когда проект «Дом Окуджавы» пробивал в зачерствевших душах чиновников разного ранга дорогу к свету. И не во имя автора этих строк или членов инициативной группы, а во имя высшей справедливости, без которой невозможно жить далее на белом свете.

Главное, что совершается ныне на наших глазах, – это общественная реабилитация семьи Окуджавы и восстановление исторической правды, долго пролежавшей в различных архивах под грифом секретности. Кто этого не понимает, тот не имеет права заниматься окуджавоведением, поскольку сие – не работа во имя денег, а высокое служение памяти великого русского поэта и последнего романтика двадцатого века. Глава города Сергей Константинович Носов высоко оценил народную инициативу тагильчан, которая пришла снизу, и на пресс-конференции пообещал Центру достойное финансирование, необходимое для капитального ремонта старого здания, износ которого, по мнению экспертов, приближается к 70-80 процентам.

Однако переключимся с прозы жизни на саму поэзию. Ею была пронизана до донышка вся эксклюзивная тематическая программа «…не стараясь угодить…» народной артистки России Светланы Крючковой (гитарист – Александр Некрасов). Актриса блестяще создает литературную и театральную среду для зрителей, проникновенно читая стихи Булата Окуджавы, Александра Галича, Александра Володина, рассказывая о долголетнем сотрудничестве прекрасного композитора Исаака Шварца с великим маэстро. И, слушая ее, мы невольно погружаемся в 60-70-е годы прошлого столетия, когда поэзия пробивалась через бетонные стены «хрущёвок» на коммунальные и прочие кухни, выходила на стадионы. Именно тогда Евгений Евтушенко и написал: «Поэт в России больше, чем поэт».

По ходу выступления Светланы Крючковой мне вспомнился август 1994 года. Мы договариваемся с Булатом Шалвовичем закончить интервью после концерта, а когда я прихожу к нему за сцену и вижу его, уставшего, курящего сигарету за сигаретой, то мне становится стыдно. И хотя маэстро был готов отвечать на мои вопросы, мы вскоре распрощались. Как оказалось после – навсегда… Вот и после окончания концерта Светланы Крючковой я отказался от участия в пресс-конференции, потому что мое сердце было наполнено стихами и музыкой и уже не принимало прозаической речи. Зачем священные мудрые строки перемешивать с золой?

Если говорить о претензиях, то единственное, в чем нельзя согласиться с организаторами фестиваля «Возьмемся за руки, друзья», так это с отсутствием в конкурсе детской номинации. Яркое выступление лауреата предшествовавшего ему городского фестиваля «Виноградная косточка» – ученицы 5-го класса школы № 32 (в которой когда-то учился юный Булат Окуджава) Софьи Гультяевой с «Песенкой кота Базилио и лисы Алисы» продемонстрировало, насколько талантливы наши дети. Слабое впечатление на меня произвело на гала-концерте чтение стихов (номинация «Декламация»). Оно выглядело невыразительным. Думаю, это хорошо понимают и члены жюри.

И последнее. 17 мая в здании по Карла Маркса, 20 А, где 9 мая 2016 года будет, уже в полном формате, открыт литературный музейный центр, прошло знакомство тагильчан с историей этой улицы, самого дома и с некоторыми экспозициями. Безусловно, это очень важное, знаковое событие, успех которого зависел от усилий, труда и фантазии сотрудников Центральной городской библиотеки. Но поскольку новоиспеченные «музейщики» с трепетом ждали высокое начальство, то они не заметили пришедших к ним в гости дарителей.

Вот бочком мимо них прошел один из друзей Булата Шалвовича Петр Феофанович Кочанко. Что-то поснимал, пожал мне руку и вручил новую пачечку своих раритетов. Вот высказал публично свое недовольство тем, что нет обещанного обсуждения проекта будущего Центра профессор, доктор технических наук Вячеслав Моисеевич Грузман. Когда он натолкнулся на вопрос: «А вы кто?» – ему ничего не оставалось, как покинуть здание.

Наконец, не удосужился внимания организаторов и наш гость из Челябинска Лев Николаевич Шамин, подаривший нам копии писем своей родной сестры, той самой Лели Шаминой, с которой Булат после отъезда из Нижнего Тагила встретился спустя шестьдесят лет и вел переписку до последних дней. Согласитесь, замечательная романтическая история. Но о какой романтике можно говорить, когда ожидание областных и городских чиновников поработило сознание той же И. Ю. Глошиной, новоявленного директора Центра, которая несколько месяцев назад бросила мне в лицо: «Что вы ко мне привязались? Мне это до лампы! У вас еще и здания музея нет!» Так Ирина Юрьевна отреагировала на мое замечание, что учет переданных библиотеке публикаций, книг, дисков ведется медленно и без должного старания. В общем, принцип двух «У» – угадать и угодить – до сих пор работает исправно.

Выходя следом за моими друзьями-дарителями на улицу, я бросил грустный взгляд на большую фотографию (фотомонтаж) Ивана Трофимовича Коверды, запечатлевшую выступление Булата в 1964 году в редакции газеты «Тагильский рабочий», которую он мне подарил незадолго до своего ухода из жизни со словами: «Возьми для будущего музея». И мне подумалось: а что, если к власти в литературном музейном центре пришли манкурты?

Подробное знакомство с дизайн-проектом Центра тоже не порадовало. Ссылки на то, что общественный городской Совет якобы благословил его – вымысел. Все делалось за нашей спиной. Вообще, в последние месяцы Центральная городская библиотека отгородила общественность от себя. Видимо, такой стиль отношений ее устраивает. Но он не устраивает нас.

После окончания гала-концерта ко мне с букетом роз подошел Лев Николаевич Шамин. «Это вам», – сказал он. «Но почему мне?» – спросил я его? «А кому еще?» – лаконично ответил челябинец. Я передал букет директору Центральной городской библиотеки Наталье Петровне Якимовой в знак благодарности за большую работу. Я знаю, что, прочитав эту статью, она может произнести фразу, которой Булат Шалвович закончил свою повесть «Будь здоров, школяр». Но мне уже все равно. Когда амбиции и тщеславие бегут впереди телеги, то слова здесь не помогут. Надо менять группу крови. Кстати, фотоотчет о фестивале на сайте ЦГБ – яркое тому свидетельство.

Василий ОВСЕПЬЯН.

Фото Тимофея ДУБИНИНА.

Послесловие к фестивалю "Возьмемся за руки, друзья" Послесловие к фестивалю "Возьмемся за руки, друзья" Послесловие к фестивалю "Возьмемся за руки, друзья" Послесловие к фестивалю "Возьмемся за руки, друзья" Послесловие к фестивалю "Возьмемся за руки, друзья" Послесловие к фестивалю "Возьмемся за руки, друзья" Послесловие к фестивалю "Возьмемся за руки, друзья" Послесловие к фестивалю "Возьмемся за руки, друзья" Послесловие к фестивалю "Возьмемся за руки, друзья" Послесловие к фестивалю "Возьмемся за руки, друзья" Послесловие к фестивалю "Возьмемся за руки, друзья" Послесловие к фестивалю "Возьмемся за руки, друзья"
http://tagilvariant.ru/news/culture/posleslovie_k_festivalyu_vozmemsya_za_ruki_druzya/?sphrase_id=6860

«Воспоминания о подвиге», и не только...
пиджак
vasily_ovsepyan
«Воспоминания о подвиге», и не только...
























14 Мая 2015
Муниципальный молодежный театр опять удивляет. В неблагополучной обстановке, созданной по непонятным причинам начальником городского управления культуры В. И. Капканом, вопреки «искусственным» трудностям, организованным дирекцией и администрацией ММТ, саботажу вспомогательных цехов творческая часть этого молодого и энергичного коллектива во главе с художественным руководителем заслуженным артистом РФ Владимиром Вейде взяла очередную творческую высоту, сыграв сложную композицию «Воспоминание о подвиге». Постановка посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, роль в которой Нижнего Тагила и Уралвагонзавода трудно переоценить.

Чтобы все до конца было понятно, приведу в пример стихи, которые мне прочитала при личной встрече командир первой гвардейской комсомольской фронтовой бригады, кавалер ордена Ленина, почетный гражданин города Татьяна Бревнова (ее роль исполнила заслуженная артистка РФ Лариса Чехута):

Гвардейцы на фронте –

стальная стена.

Их знает и любит

родная страна.

За гвардией фронта

не меньшая сила –

неутомимая

гвардия тыла.

Как можно было метафорически изобразить героический труд? Как удалось поэтизировать сухую беспристрастность цифр? Как актеры психологически проникли в легендарную эпоху «сороковых роковых», как писал бывший фронтовик Давид Самойлов?

Оказывается, можно, если придать постановке динамизм, оригинальное пластическое решение и предложить артистам, как в романе Станислава Рыбаса «Зеркало для героя», случайно зацепившись за проволоку, вдруг оказаться в обыденной жизни военного завода и танкограда, взглянуть на все происходящее глазами 12-16-летних мальчишек и девчонок. Это на их хрупкие плечи свалилась высочайшая ответственность за оружие Победы. И они не дрогнули, не согнулись и не сломались, становясь испытателями грозных машин, штамповщиками, трубогибами, кузнецами, токарями, сварщиками, фрезеровщиками. И при этом ходили в рваных фуфайках и в дырявой обуви, ели «паштет» из целлюлозных дрожжей.

Нет смысла пересказывать содержание спектакля. Но для меня, как автора, очень важно самое главное – что актеры А. Сутурин, Д. Татаринов, А. Татаринова, Д. Пермяков, Е. Агеева, Р. Гаев, Ю. Рязанцева, Е. Житенева, А. Казакова, А. Корнилов и студенты второго-четвертого курсов филиала HUGGE в Нижнем Тагиле, работая над каждой ролью и сценой, повзрослели и нравственно выросли. Думаю, что теперь они будут смотреть на стоящий на постаменте у главной проходной Уралвагонзавода танк по-другому. И будут помнить имена тех, кто в 1941-1945 годах ковал главное оружие державы.

У постановки есть еще одна особенность – в ее ткань органически включены документальные киноматериалы и аудиозаписи военных лет. За это большое спасибо заводскому музею и лично его директору А. В. Пислегиной. Она пожелала спектаклю доброго пути и долгой жизни на сцене. По ее мнению, такую героическую эпопею должны обязательно посмотреть все школьники не только Дзержинского района, но и всего города. Знание истории еще никому не вредило.

Василий ОВСЕПЬЯН

На снимках фрагменты из спектакля.

http://tagilvariant.ru/news/culture/vospominaniya_o_podvige_i_ne_tolko_/?sphrase_id=6860

Андрей и Мария
пиджак
vasily_ovsepyan
Андрей и Мария
30 Апреля 2015

Все мы, никоим образом не относясь к дворянству, с большим трудом можем представить свою родословную. Вот и я имею о ней слабое представление, хотя знаю, что исторические корни нашей семьи затерялись где-то в Крыму. Какие вихри жизни занесли моих родителей из воспетой в стихах Тавриды на Средний Урал, мне приходится судить только по их обрывочным коротким рассказам, которыми они делились без особой охоты. Одно знаю, детство их прошло в двух деревеньках под Симферополем, и в речи у мамы промелькивали такие слова, как Сарабуз и Софиевка. Наверное, в них жили не только армяне, греки и татары, но и болгары.

Мой папа, Андрей Макарович Чарчян, и мама, Мария Васильевна Осокина (в девичестве Осипян или Овсепьян – поди сейчас это узнай), были сугубо крестьянскими детьми, и жизнь их уже в раннем детстве нельзя было назвать сахаром. Ранняя смерть моей бабушки по матери привела к тому, что в доме появилась мачеха, которая невзлюбила «чужих» детей. И однажды Маша с маленькой сестренкой ушли из родного дома навсегда. Они бедовали, голодовали, но чудом выжили, потому что Мария имела упорный характер и не пасовала ни перед чем. Позже, услышав про знаменитую Пашу Ангелину, она пошла на курсы трактористов, и это обстоятельство предопределило ее встречу с Андреем.

Когда началась война, и немец попёр на Крым, все в жизни враз перевернулось. Красная Армия, героически защищавшая с черноморцами Севастополь, вынуждена была оставить город и отступить на Таманский полуостров. В этой драматической ситуации и было принято решение перевезти на Кубань через Керченскую переправу вместе с войсками большую ценность того времени – трактора «Сталинец». Было бы преступлением оставить врагу технику, названную именем великого вождя. Вот тогда и встретились в одной из колонн мои родители. Взгляды, улыбки, смех, разговоры, первая любовь – довольно типичный сюжет, если вы молоды и красивы. Думать, что будет дальше, не хочется. А дальше налетели немецкие бомбовозы и разнесли переправу в клочья. Паромы, корабли, лодки, люди пошли на дно в одночасье. Найти друг друга в этом хаосе они не смогли. Так что Андрей оказался на Таманском берегу, а мама – на Керченском, на котором уже появились фашистские танки. Встретились они волей судеб на Урале. Но сколько предстояло им пережить, переосмыслить, переценить, чтобы выстоять, остаться людьми!

Отец записался добровольцем и ушел на фронт, где с избытком хлебнул лиха. Оружия не хватало, и его добывали в бою, круша врага саперными лопатами. Из видавшей виды трехлинейки стреляли по очереди. «Нам дают приказ отступать на Крымск, в Темрюке уже стояли немецкие танки», – однажды за кружкой домашнего вина вспоминал отец. Горечь, пережитую им в те страшные месяцы сорок третьего года, не смогли стереть последующие события его жизни. Отца всегда угнетали ложь и несправедливость. Он был разведчиком, зачастую вышестоящее начальство, оставаясь на нейтральной полосе, требовало от них пошуметь в немецких окопах, чтобы потом приписать уничтоженный вражеский блиндаж и с десяток фрицев. За это хвалили, и некоторые деляги за счет солдатских кровей получали ордена и быстро продвигались по службе. А чего мучиться cовестью, война ведь все спишет. У меня это не укладывалось в голове, и однажды я спросил, могло ли быть такое, у тагильского поэта-фронтовика Владимира Иосифовича Хаина, бравшего Кенигсберг. Он ответил четверостишьем:

Тяжело вспоминать

Про былую войну,

Но всего тяжелее –

Такое:

Кто-то падал, собой

Защищая страну,

Кто-то прятал себя

За страною.

Отец воевал в гвардейской дивизии 56-й армии Северо-Кавказского фронта в звании сержанта, был награжден медалями «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией», орденом Отечественной войны. Орден Славы его нашел двадцать лет спустя после 9 мая 1945 года. Отцу, бесспорно, повезло – он был трижды ранен и чудом остался жив, когда пуля пробила легкое и остановилась в миллиметре от сердца. Его удалось вытащить с поля боя, и он провалялся в госпитале ровно год, не имея представления о судьбе своих родных, тем более о девушке Марии, с которой они встретились в Крыму. Недавно перечитывая книгу «Будь здоров, школяр», в коей опубликованы военные карты боев, я убедился, что минометчик Булат Окуджава и разведчик Андрей Чарчян воевали где-то рядом. Помнится, батя любил напевать песню «Бери шинель, пошли домой».

Отца очень удивляло, что, будучи в госпитале, он получал письма от своей мамы, моей бабушки Христины, с далекого Урала. Как она оказалась там, он не понимал. Именно бабушка рассказала ему о девушке Марии, с которой они ехали в одном вагоне. Мария была не одна, а с двухлетним сыном, который доставлял много хлопот и в дороге приболел. Когда девушка рассказала ей свою историю, в том числе об Андрее, то бабушка поняла, что маленький Димка приходится ей внуком. Так Андрей узнал, что у него есть сын. Больше всего отца бесило, что в письмах матери некоторые места были зачеркнуты, и он вынужден был гадать, что она ему хотела сказать. Однако бдительные чекисты работали тщательно, борясь с откровениями бабушки Христины.

А что же случилось с Марией, когда она оказалась под немцем? Кое-что из рассказов всплывает в моей памяти. Она прибилась к своим родственникам в Евпатории. Голод – не тетка, и однажды со своей двоюродной сестрой Верой они решили продать на блошином рынке новенькие довоенные туфельки. Все бы ничего, но эти туфельки поглянулись одной продажной шлюхе, которая бесстыдно заявила своему кавалеру унтеру, что эти две девки обокрали ее. Обеих коммерсанток-неудачниц тут же повели в местную комендатуру. А это уже было чревато жестоким наказанием, вплоть до отправки на работы в Германию. Молодых женщин оставили ожидать своей участи на улице. Они прождали полчаса, а затем, преодолевая ужас и страх, решились на пробег. Благо, рядом рос высокий подсолнечник, и их опасная затея удалась.

А что стало с туфельками? Наверное, немецкая подстилка износила их, но об этом ни Мария, ни Вера тогда не думали.

Еще одно потрясение моя мама пережила из-за моего старшего брата Димки. Когда она однажды пошла по воду, в дом завалился фриц. Он забрал добытые с трудом хлеб, масло, молоко и куриные яйца. Мама с ним столкнулась уже во дворе. Ганс был доволен и приговаривал: «Брод, бутер, млеко, яйки. Зер гут! Зер гут!»

Перепуганная мама, бросив ведра, влетела в дом и увидела, что сыночек спокойно спит. И тут у нее подкосились ноги.

Были случаи и пострашнее – когда высаживался десант на Крымское побережье, и не всегда удачно. Евпатории не повезло. Фашисты, ожесточившись на русских, сводили счеты с мирным населением. Они согнали вместе подростков, взрослых мужчин и стариков, заставили выкопать глубокий ров, а затем всех расстреляли. В этой жестокой акции погибли двоюродные братья моей мамы по греческой линии. Еще неделю ров шевелился, и из-под земли доносились стоны, но фашисты к нему никого не подпускали.

Еще мама не могла всю жизнь забыть, как фрицы ловили молодых красноармейцев и забивали их насмерть на глазах у всех. И все-таки она спасла сына, и это был ее настоящий женский подвиг. Мой старший брат Дмитрий умер в «лихие девяностые» в отсутствии денег и необходимых лекарств от сердечной недостаточности. Он прожил всего 56 лет, оставив сиротами шестерых детей. И счет за это фашистам теперь не предъявишь… Трое его сыновей отслужили в Российской Армии. Родное наше Отечество, что ты творишь со своим народом?

Когда в 1944 году в Крым пришли наши, радость, как море, выходила из берегов, но она оказалась преждевременной. По личному указанию Сталина из Крыма были высланы чохом в несколько дней десятки тысяч татар, армян, греков, болгар и даже крымских немцев, переживших оккупацию. Вождь всех времен и народов отказал им в доверии и обвинил в предательстве. Впору по этому случаю написать вторую часть книги Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая…» Однако для людей, оказавшихся неожиданно для себя бесправными рабами, будущие романы значения не имели. Они жили настоящим, познавая азбуку быта спецпоселений, азбуку выживания и азбуку человеческого унижения.

Не спасли письма и предупреждения об участи крымских переселенцев и моего отца Андрея Макаровича. Он поехал в 1946 году после демобилизации в родной Крым, но вместо теплых краев тут же загремел в поселок Лобва Новолялинского района. Его, как бывшего фронтовика и орденоносца, реабилитировали в 1953 году. Мама при жизни реабилитации так и не дождалась. Соответствующий указ о реабилитации народов Крыма спустя 70 лет подписал Президент РФ Владимир Путин.

В книге приказов по школе № 10 сохранилась запись о приеме на работу техничкой Марии Овсепьян, а имя отца с фотографией, и это справедливо, по совету Ольги Ивановны Белорыбкиной я внес в списки «Бессмертного полка». Я люблю своих родителей и горжусь ими. Они ежедневно проходят по этой жизни рядом со мной и помогают мне, если я попадаю в тупики. И все же самое обидное, что нынче пришли другие времена, и вновь имена нацистов пестрят в газетах. Нам такая толерантность не нужна.

Василий ОВСЕПЬЯН.

Фото из семейного архива автора.






Андрей и Мария Андрей и Мария
http://tagilvariant.ru/news/society/andrey_i_mariya/?sphrase_id=6860

Гармония контрастов
пиджак
vasily_ovsepyan
Гармония контрастов























30 Апреля 2015

Выставка с таким поэтическим и, на первый взгляд, парадоксальным названием открылась вчера в детской художественной школе №1. Главные ее герои преподаватели ДХШ № 2 Наталья Обухова и Сергей Кислицкий. Если к этому добавить, что они еще и семейный и творческий дуэт, то все сразу встает на свои места.

Более жесткая мужская манера письма и флорентийская мозаика из камня не вступают в конфликт с женскими пейзажами, излучающими мягкость, любовь и красоту жизни. И такая неожиданная гармония настраивает на лирический лад и позволяет сосредоточиться на каждой картине отдельно. Наталья предпочитает превращать в акварели букеты цветов, пишет натюрморты, открывает нам «Скалы Петра Гронского, «Озеро Таватуй», свое «Лето в деревне». Ее работы «Стожки», «У колодца», «Во дворе» заставляют остановиться, а пастель «Свято-Троицкий храм» напоминает о православной вере – жить без Бога в душе невозможно.

Сергей же потрясает своими летящими бабочками, которые рассекают пространство, и ты не чувствуешь их солидного веса. А какова его «Золотая осень», пронизанная уральским колоритом! В ней естественность материала сливается с живой природой. Но и, разумеется, не обойдешь стороной серию работ Сергея под названием «Аленушкины сказки», выполненных на бумаге соусом и сангиной, которые дополняют одноименное произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка новым цветовым решением, несколько грустно-темноватым, потому что автор знает, каким невеселым было детство этой девочки, рано оставшейся без мамы.

Когда выставляют свои работы просто художники – это одно. И совершенно другое, когда это делают преподаватели. Они держат экзамен не только перед своими учениками, но показывают им, как можно совершенствоваться. А дома их еще ждут трое детей, которые пробуют проявить себя в живописи и в музыке. Однако, если дружно, то не грузно. Тогда и жизнь становится более полной и содержательной.

У Сергея и Натальи все получается. Возможно, со стороны кажется, что живут они легко, но за этой легкостью стоит ежедневный труд... И еще помогают всем Наташины стихи:

«Перекинет радуга над полем

Яркое цветное коромысло.

Мы навстречу побежим с тобою,

Мыслей перечитывая письма».

Василий ОВСЕПЬЯН.

Фото Тимофея ДУБИНИНА.

Гармония контрастов Гармония контрастов Гармония контрастов Гармония контрастов Гармония контрастов Гармония контрастов Гармония контрастов Гармония контрастов Гармония контрастов Гармония контрастов
http://tagilvariant.ru/news/culture/garmoniya_kontrastov/?sphrase_id=6860

Новые голоса, новые таланты…
пиджак
vasily_ovsepyan
Новые голоса, новые таланты…
























30 Апреля 2015

Стихи и песни Булата Окуджавы надо сначала прожить, а потом уже исполнить. Их выучить мало. Если вы не уловили главной мысли его строки или не услышали каждую ноту, то вам не удалось прочувствовать каждый стук сердца автора. Поэт не «делал стихи», как Маяковский, не «нашагивал» их, как Мандельштам. Он всегда выдыхал их. Но происходили это чудо в том случае, когда словам, ритмам и звукам становилось тесно в груди. Вот посему задача жюри фестиваля «Виноградная косточка» сводилась к тому, чтобы выявить тех конкурсантов, кто смог глубже проникнуть в творчество Окуджавы, а не просто прочел его.

В прошлом году фестиваль проходил в рамках одной школы – 32-й, и судить юных артистов было легче. Нынче в празднике поэзии участвовало более 20 общеобразовательных учреждений. И, разумеется, творческая конкуренция возросла. Однако заведомо заверяю всех – «блатного», неправедного судейства не было и не могло быть, потому что «Совесть, благородство и достоинство», которые почитал Булат Шалвович всю жизнь, все равно бы не позволили бы это сделать.

Приведу два примера. Вот девочка читает одно из первых стихотворений поэта – «Полночный троллейбус». Мы видим, что она старается, но главные строки в нем: «твои пассажиры, матросы твои приходят на помощь» или «я с ними не раз уходил от беды, я к ним прикасался плечами» – так и не проявляются в модуляции голоса. И беда здесь не исполнителя, а того, кто не пояснил, что образ поезда, троллейбуса, трамвая – это метафора жизни, где люди нуждаются в молчаливой поддержке, где для них гораздо важнее громких слов дружеское плечо.

А вот звучит песня «До свидания, мальчики», и только в одном месте проявляется грассирующая буква «р». Как поступить в этом случае жюри? Зарубить номер? Но солистка-то в целом спела очень хорошо. И в данном случае я обращаю внимание на очень достойные номера, а были ведь и откровенно слабые. Так что готовиться к фестивалю поэзии и песни Булата Окуджавы надо серьезно, чтобы не подглядывать в телефон, если забыли текст.

Я лично доволен итогами первого городского фестиваля великого маэстро среди школ и гимназий Нижнего Тагила. Нам удалось открыть новые имена и новые таланты. Сертификаты получили все 99 участников. Назову только нескольких из них в качестве морального поощрения. В их числе – исполнители песен Иван Анисимов, Андрей Верилов, Никита Петров, Мария Фаст, Татьяна Глущенко, Анна Садыкова, Софья Гультяева, Наталья Зайцева, Ольга Корюкова, чтецы Анна Колычева, Александра Рыбакова и Ирина Дудник из поселка Свободный. Мне подумалось, что надо сделать все возможное и невозможное, чтобы не было войны, чтобы мы любили русское поэтическое слово не только в Год литературы, чтобы стихи и песни Булата делали нас умнее и добрее.

«Виноградная косточка» – это символ плодородия земли и плодородия творчества. В нашем случае – это еще взращивание и воспитание талантов. Дело сие трудное и не мгновенное. Путь от косточки до лозы, а тем более до получения первой кисти винограда не так прост. Но идти надо.

Заканчивая, я искренне благодарю за гостеприимство и организацию фестиваля директора МБОУ СОШ № 32 Г. А. Масликову, завуча О. А. Белопашенцеву, за объективное судейство – жюри. Выражаю надежду, что в 2016 году «Виноградная косточка» вновь станет городским брендом.

Василий ОВСЕПЬЯН,

председатель жюри, заместитель председателя городского общественного Совета по творческой работе при литературно-музейном центре «Дом Окуджавы»

http://tagilvariant.ru/news/culture/novye_golosa_novye_talanty/?sphrase_id=6860

Дорогой подарок от Николая Маркина
пиджак
vasily_ovsepyan
Дорогой подарок от Николая Маркина
























25 Апреля 2015

Есть у меня в доме интересная вещица – оригинальная пепельница, изготовленная искусным умельцем в виде объемной красивой рыбки. У нее выразительные глаза, острые боковые плавники и изумительно прекрасный хвост. Все это дополняется живописной чешуей, придавая вещице законченность и красоту. Много лет я любуюсь ей, хотя уже давно бросил курить.

Как вы понимаете, у многих сувениров и подарков может быть своя история. Есть она и у моей рыбочки. Двадцать лет назад, а было это в 1995 году, Средне-Уральское книжное издательство обнищало и стало корректировать свои планы, исходя из финансовых возможностей. В результате сокращений была заблокирована книга стихов тагильского поэта Николая Маркина, бывшего фронтовика, участника Сталинградской битвы, кавалера двух боевых медалей «За отвагу».

Прочитав рукопись талантливого автора под названием «В зоне огня», я решил, что она должна увидеть свет. Так считал и редактор свободной газеты «Всем!» Виталий Иванович Костромин. В его редакции книга и была выведена на пленку. Однако реализация проекта вдруг застопорилась из-за неожиданных обстоятельств – кто-то настроил вдову поэта против меня, сказав, что я собираюсь печатать его сборник под своей фамилией. Полная негодования, Вера Владимировна пожаловалась на меня в городское управление культуры. Тогдашняя его начальница Л. П. Парменова собрала у себя совещание, на котором все опасения были развеяны. Таким образом, вскоре вышла в свет вторая по счету книга поэта «В зоне огня» (посмертная). Позже, когда я принес Вере Владимировне Маркиной альманах «Эхо», изданный к 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, где была опубликована солидная подборка стихов Николая Матвеевича, она – то ли в благодарность, то ли в качестве извинения, сделала мне подарок.

– Вот, возьмите Колину пепельницу. Он очень любил вас. Не отказывайтесь, а то я обижусь, – сказала Вера Владимировна.

Я, конечно, взял. И вот сейчас, накануне 70-летия Великой Победы, поразмыслив, решил расстаться с дорогим мне подарком в пользу Дома-музея имени А. П. Бондина. Его сотрудники знают, как решить судьбу этой вещи. Может, подарю и автограф поэта, адресованный мне со стихотворным посвящением, если найду его в своих бумагах. Тогда на душе у меня станет светлее, потому что строки Николая Маркина всегда трогают мое сердце:

Блестели в сумраке медали,

Сгорали ночи, как корье.

… А мы и жизни не видали –

Мы только бились за нее.

Василий ОВСЕПЬЯН.

Фото Тимофея ДУБИНИНА.

http://tagilvariant.ru/news/society/dorogoy_podarok_ot_nikolaya_markina/?sphrase_id=6860

И в 90 – молодой
пиджак
vasily_ovsepyan
И в 90 – молодой
























17 Апреля 2015

В музее изобразительных искусств на прошлой неделе поздравляли с 90-летием известного тагильского живописца, члена Союза художников России, ветерана Великой Отечественной войны Вилена Дмитриевича Мухаркина. Здесь же открылась его персональная выставка, приуроченная к юбилею мастера.

Вилен Дмитриевич Мухаркин, старейшина тагильской живописи, производит впечатление девяностолетнего молодого человека. Этот смысловой лексический парадокс совершенно оправдан. О юбиляре нельзя говорить расхожей фразой - это будет выглядеть вульгарно. По его нынешнему внешнему облику можно судить о состоянии души, о внутреннем творческом свете. Этот же свет исходит и от его пейзажей, выполненных на бумаге и картоне маслом, гуашью и темперой.

Самый, наверное, большой бунт художника, его возможное несогласие с самим собой просматривается в работе «Взрыв» (1987 г.) Действительно, время было удивительное и непредсказуемо, как извержение вулкана. В целом же Вилен Дмитриевич в своем творчестве неконфликтен и любвеобилен к родной земле. Спокойны и гармоничны его «Летний натюрморт», «Сирень», «Первый снег», «Зима на исходе», «Весенние тени». Глядя на них, невольно задумываешься над смыслом жизни, над ее вечностью и быстротечностью. И как-то сама собой всплывает в памяти прекрасная строка замечательного русского поэта Анатолия Жигулина: «Жизнь – нечаянная радость». Вот впечатлениями от этой радости и делится с нами в замкнутом пространстве небольшого зала на первом этаже музея признанный мастер. А желающих увидеть его пейзажи, поздравить его с юбилеем собралось предостаточно.

Спасибо Вилену Дмитриевичу и еще за одно открытие – его выставка натолкнула на мысль, что неразумно ущемлять один вид искусства за счет другого (орган, не так давно «поселившийся» в музее изобразительного искусства, занял большую часть площадей), лишая его экспозиционных пространств. Живопись должна жить с живописью, а музыка - с музыкой. Но мы, поклонники одного и другого, давно ничего не решаем. За нас думают чиновники, не советуясь ни с кем. А должны бы.

Василий ОВСЕПЬЯН.

Фото Тимофея ДУБИНИНА.

Для справки

Вилен Дмитриевич Мухаркин относится к поколению художников, сыгравших важную роль в становлении изобразительного искусства Нижнего Тагила и формировании его художественной среды. Он родился 6 апреля 1925 в Надеждинске (теперь – г. Серов). В 1952 году окончил Нижнетагильское художественно-промышленное училище, ныне – Уральский колледж прикладного искусства и дизайна (филиал МГХПА им. С. Г. Строганова). Почти все, кто попал в этот один из первых «звездных» выпусков, посвятили свою жизнь творчеству и стали ведущими художниками и преподавателями города.

В 17 лет Мухаркин ушел защищать Родину от фашистских захватчиков, с января 1943 по декабрь 1945 года воевал на Втором Украинском фронте. На территории Венгрии был дважды ранен. Второе серьезное ранение получил в Будапеште. За тяжелейшие бои под Яссами в Румынии Вилен Мухаркин был удостоен одной из самых значимых медалей Великой Отечественной войны - «За отвагу». Художник награжден также медалью «За победу над Германией», юбилейными медалями и медалью «Ветеран труда».

На выставке представлены пейзажи и натюрморты Вилена Дмитриевича Мухаркина разных лет из коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Его живописные полотна - сочные, яркие и темпераментные, проникнуты эмоциональным напряжением и мощным дыханием природы. Пейзаж – главное увлечение мастера. Его привлекают как залитые солнцем ландшафты, вечное, изменчивое море, которые мы видим в работах, привезенных из творческих поездок в Крым, Гурзуф, так и мотивы неброской и удивительно поэтичной природы Урала. Широким пастозным мазком он создает свои уральские пейзажи, но не суровые, с изображением заводов и дымящихся труб, а теплые и гармоничные, наполненные пониманием природы и любовью к ней.

Сегодня В. Д. Мухаркин – один из ведущих художников города, чье творчество принесло ему славу и определило «лицо» тагильского искусства.

И в 90 – молодой И в 90 – молодой И в 90 – молодой И в 90 – молодой И в 90 – молодой И в 90 – молодой И в 90 – молодой И в 90 – молодой
http://tagilvariant.ru/news/culture/i_v_90_molodoy/?sphrase_id=6860

Скандал в ММТ
пиджак
vasily_ovsepyan
14 Апреля 2015

В Муниципальном молодежном театре - конфликт. Возник он между молодым директором Ю. С. Журавлевой и художественным руководителем, заслуженным артистом РФ В. Д. Вейде.

Причины конфликта неизвестны. Возможно, это психологическая несовместимость, возможно, профессиональная, что вполне объяснимо, поскольку Юлия Сергеевна приступила к своим обязанностям в августе прошлого года, и опыта работы в таком специфическом культурном учреждении не имеет. Невольно возникает вопрос, почему начальник управления культуры администрации города В. И. Капкан вместе с Ю. С. Журавлевой за спиной В. Д. Вейде переписали Устав театра и предложили Владимиру Давыдовичу отказаться от должности художественного руководителю, перейти на должность режиссера и переподчинить его напрямую новому директору. Какие мотивы руководили господином Капканом? Разве можно ставить знак равенства, а, скорее, неравенства между высококлассным профессионалом и дилетантом? Чего добивается Владимир Иванович? Настоящих художников театра надо защищать, а он устраивает кадровую зачистку. Куда мы приведем городскую культуру с таким руководством ей?

Говорят, В. Д. Вейде, оскорбленный в своих лучших чувствах, написал заявление об увольнении по собственному желанию. А что ему оставалось делать при такой этике господина Капкана, который своим закулисным решением срывает постановку спектакля «Подвиг начинался в июне», посвященного героической работе Уралвагонзавода в годы Великой Отечественной войны.

Василий ОВСЕПЬЯН.

http://tagilvariant.ru/news/culture/skandal_v_mmt/?sphrase_id=6860

Прочитаем вместе
пиджак
vasily_ovsepyan
Прочитаем вместе
























29 Марта 2015

В июне прошлого года Ольге Николаевне Мелещенко (Шаминой), которая когда-то училась в 40-й школе на Вагонке в одном классе с юным Булатом Окуджавой и испытывала к нему детскую безгрешную симпатию, исполнилось 90 лет. А в ноябре ее не стало.

Конечно, уход этой скромной женщины, жившей уже в Челябинске, для многих остался незаметным. Даже литературоведы, написавшие о великом поэте позитивные и негативные статьи, на сей раз не проронили ни слова. Но нас, обычных людей, и сегодня интересует романтическая история первой школьной любви, которая растянулась на десятилетия.

Так уж получилось, что после неправедного ареста мужа Шалвы Степановича Окуджавы мама Булата Ашхен Степановна увезла своих сыновей вместе с бабушкой в Москву. И между мальчиком и девочкой возникла огромная пропасть времени и пространства. Она вместила в себя годы репрессий, войны, взросления и творческую жизнь, родившую прекрасное Отечество по имени Арбат. Однако о Булате можно сказать словами Антона Дельвига: «Пушкин, он и в лесах не укроется. Муза разбудит его громким пением». Поэтому Ольга, однажды услышав по радио стихи и песни, взволновавшие молодежь в эпоху хрущевской «оттепели», задалась вопросом, а не тот ли это Булат, ее одноклассник? Она решилась наудачу уже известному поэту отправить письмо и обрадовалась тому, что ее предположения подтвердились. Но в первый приезд Булата в Нижний Тагил в 1964 году свидеться не удалось, так как Ольга была в командировке. И встреча состоялась только в 1994 году. В результате общения бывшие одноклассники договорились писать по возможности друг другу, и этот заочный диалог продолжался вплоть до смерти поэта.

Не буду вдаваться в детали и подробности. Скажу об одном - нам удалось познакомиться с братом Ольги Николаевны Львом Николаевичем Шаминым. И по нашей настоятельной просьбе он прислал копии писем Булата Шалвовича. Они содержатель, любопытны и интересны. Мы решили опубликовать их для вас, дорогие читатели!

Василий ОВСЕПЬЯН,

член Союза писателей РФ, заместитель городского Общественного Совета по творческой работе литературного центра «Дом Окуджавы».

На фото:

Встреча Ольги Мелещенко (Шаминой) и Булата Окуджавы. 1994 год.

Прочитаем вместе Прочитаем вместе Прочитаем вместе Прочитаем вместе Прочитаем вместе Прочитаем вместе Прочитаем вместе Прочитаем вместе Прочитаем вместе Прочитаем вместе
http://tagilvariant.ru/news/culture/prochitaem_vmeste/?sphrase_id=6860

Надо ли платить за капремонт?
пиджак
vasily_ovsepyan
Надо ли платить за капремонт?
























29 Марта 2015

Вопрос, господа, не праздный, и, надо сказать, провокационный. Он даже не обсуждается, так как в статье № 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в пункте 2 четко записано: «взнос в капитальный ремонт». И никто это положение не оспаривал, пока в Свердловской области не появился Региональный оператор, на счет которого мы должны вносить свои кровные.

Екатеринбург все больше превращается не в промышленный, а в финансовый центр, и там научились крутить чужие деньги. Зачем нам, тагильчанам, такое счастье, непонятно. Ведь по закону капремонт осуществляется за счет средств жильцов, которые могут вносить их в областной котел, либо открыть собственный спецсчет, где будут храниться их средства для самостоятельного осуществления капитального ремонта своего дома. Существует, правда, опасность, что вышестоящие органы системы ЖКХ начнут давить на управляющие компании, если счета домов будут находиться на учете и контроле у них.

Предприимчивость областных чиновников почему-то не устроила жителей городов Асбест, Артемовский и Нижний Тагил. 30-процентная собираемость платежей за капремонт (если верить статистике) по региону говорит о неудовлетворительном результате. Никто не хочет отдавать свои деньги в чужие руки. Никто не верит, что эти деньги пойдут на благое дело. Скорее всего, они затеряются в лабиринтах банковской системы.

Интересен и еще один вопрос - об установление минимального размера взноса за капитальный ремонт. Нам предлагают платить тариф 8,2 рубля за квадратный метр. При этом механизм расчета такой - за капремонт мест общего пользования начисление ведется почему-то из расчета площади квартир собственников жилья, а не из расчета площадей мест общего пользования, поделенных между собственниками квартир. И третье, почему с одного квадратного метра за капремонт, например, в Санкт-Петербурге взимают два рубля, а у нас – восемь двадцать? Нам отвечают, что там разницу покрывает местный бюджет, но администрацию Нижнего Тагила губернатор и правительство области и так упрекают за «расточительство». Куда же бедному тагильчанину податься?

Такое патовое положение с капитальным ремонтом можно преодолеть только одним способом - подать личное заявление на имя руководителя Регионального оператора с отказом платить. Например, адвокат Евгений Васин из Ульяновска предлагает такую форму заявления:

1. Авансовые взносы за непредоставляемые услуги незаконны, так как имеют признаки незаконного сбора (налога), являясь побором, и противоречат Налоговому Кодексу РФ.

2. В качестве собственника я вправе и в состоянии определить необходимость и своевременность капитального ремонта принадлежащего мне на правах собственности недвижимого имущества. Решение общего собрания собственников нашего дома по данному вопросу не принималось.

3. Президент РФ официально признал коррупцию в сфере ХКХ, поэтому я не могу рисковать собственными деньгами, пока не будет наведен порядок в сфере ЖКХ. До сих пор понятие «общедомовое имущество» юридически не оформлено в виде собственности, то есть иное право собственности у меня не возникло.

4. Многолетние выплаты на текущий ремонт должны были амортизировать жилой фонд, однако при попустительстве органов власти эти средства разбазарены.

5. Свою активную деятельность Региональный оператор начал с нарушения Федерального закона «О персональных данных» №152- ФЗ.

6. После проведения ремонтных работ я могу согласиться (при необходимости и возможности) оплатить по факту капремонт из средств собственного счета при условии предварительного согласования со мной сметы и подписания актов выполненных работ с надлежащим качеством ремонтных работ.

Есть и еще одно обстоятельство, которое надо учитывать в отношениях с чиновниками. Если до момента приватизации жилья городская администрация не провела капремонт и не передала его собственникам в надлежащем состоянии, долг в виде капремонта остается за муниципалитетом. Меня, как пенсионера, заинтересовало предложение артёмовцев освободить людей, ушедших на заслуженный отдых, от взноса на капремонт. Они все уже оплатили в этой нелегкой жизни. Но, думаю, это пожелание - из области фантастики в нашем социально ориентированном государстве. Пока льготы по ценам на лекарства и медицинские слуги получают «бедные» депутаты Государственной Думы и члены их семей. До проблем ли ЖКХ им сейчас?

Василий ОВСЕПЬЯН,

собственник жилья в доме по ул. Дружинина, 60.

http://tagilvariant.ru/news/zkh/nado_li_platit_za_kapremont/?sphrase_id=6860

Памятник и память
пиджак
vasily_ovsepyan
Памятник и память
























20 Марта 2015

Приближается историческая дата – 70 лет со дня Победы советского народа над фашисткой Германией. Не люблю круглые даты, а особенно ту мишуру и фальшь, которая всегда сопутствует торжественным мероприятиям. Ближе к празднику, уверен, в городе появится множество билбордов, уж простите за выражение, рекламирующих предстоящий юбилей. Будут различные вечера памяти, собрания и так далее, но вот будет ли в них главное – искренность? Не уверен.

Почему я так считаю. Да потому, что видел подобное и на 50-летие, и на 60-летие Победы, - десятилетие равнодушия к ветеранам между двумя этими датами. Государство проявляет заботу о них, предоставляя различные льготы, многими из которых, в силу почтенного возраста, они уже не могут воспользоваться.

Например, льготы на проезд в общественном транспорте и в поездах местного сообщения и дальнего следования, на обслуживание в поликлиниках и других заведениях вне очереди. Да, пенсии у ветеранов относительно большие. Однако они никак не могут сравниться с пенсиями чиновников, которые большую часть жизни трудились в кабинетах, не щадя живота своего. Сравнивать же пенсии наших ветеранов с пенсиями побеждённых ветеранов-немцев вообще смешно. Как говорил Владимир Высоцкий, «вот уж действительно – всё относительно!» Ветеранам нужны забота и внимание не от даты к дате, а ежедневно, ежечасно, ежеминутно.

Кто-то возразит: в городе же есть Совет ветеранов с уважаемыми людьми во главе. Да, есть, но, например, на моей памяти ни разу не было не то чтобы визита, а даже телефонного звонка оттуда моему отцу, непосредственному участнику Великой Отечественной Николаю Тимофеевичу Дубинину.

Не был он в активистах, а посему особенно его и не замечали. Когда он умер три года тому назад, не дожив десять дней до своего 90-летия, в последний путь его пришли проводить лишь представители школы № 32, где он учился и после окончания которой был сразу же призван на фронт. А вот представителей военкомата или районной администрации не наблюдалось. Прощальные слова благодарности к уходящему поколению ветеранов войны сказал лишь известный тагильский литературный деятель Василий Андреевич Овсепьян, за что я ему искренне признателен и благодарен.

Обратившись накануне похорон в военкомат, где умершим ветеранам войны должны были предоставить при захоронении взвод автоматчиков, дабы произвести прощальный салют, я услышал отказ. Сколько ещё таких «незамеченных» участников Великой Отечественной было и есть? Это не личная обида, просто давно уже наблюдаю картину в целом: много шума, и – ничего.

Неподалёку от железнодорожного вокзала стоит памятник погибшим тагильским воинам- железнодорожникам, автором которого, как и многих других памятников в нашем городе, является тагильский скульптор Анатолий Глебович Неверов. Этот талантливейший и очень порядочный человек, действительный патриот своего города, сделал для Нижнего Тагила столь много, что некоторым «заслуженным» товарищам и за несколько жизней не сделать. Выставляли Анатолия Глебовича на «номинацию» Почётный гражданин города Нижний Тагил, да не удостоился он такой чести.

Но это так, к слову. Вернёмся к памятнику. Сам монумент находится в хорошем состоянии, а вот территория возле него имеет очень неприглядный вид (см. фото). Напротив памятника уже не один год ведётся несанкционированная торговля преимущественно разным барахлом. Администрация района, в подчинении которой относится данная территория, по непонятным причинам не то не видит этого каждодневного безобразия, не то не хочет замечать. Конечно, устанавливать поздравительные билборды куда проще, чем наводить реальный порядок у памятника погибшим воинам. К прочему, рядом располагается продовольственный ларёк. К самой торговой точнее никаких претензий нет, а вот месторасположение для нее выбрали явно неудачно: ларёк закрывает вид на сам памятник. Получается, что монумент, призванный напомнить о подвиге воинов-железнодорожников, есть, а вот с самой памятью не всё обстоит гладко.

Тимофей ДУБИНИН.

Памятник и память Памятник и память Памятник и память
http://tagilvariant.ru/news/photographer/pamyatnik_i_pamyat/?sphrase_id=6860

На улице Булата: новый дом получил почтовый адрес
пиджак
vasily_ovsepyan
На улице Булата: новый дом получил почтовый адрес

























7 Марта 2015

Новый дом получил почтовый адрес.

Год литературы, объявленный Президентом РФ Владимиром Путиным, вступил в завершающий месяц первого квартала. Для Нижнего Тагила он знаковый.

Уже в середине мая под эгидой министерства культуры Свердловской области и администрации города пройдет второй региональный фестиваль поэзии и песни Булата Окуджавы «Возьмемся за руки, друзья!» и будет открыт литературно-культурный центр «Дом Окуджавы».

По мнению городского Общественного совета, эти два события, приуроченные к Победе над фашисткой Германией, содержательно и четко вписываются в исторический контекст нашего времени. Всем известно, что великий поэт в 17 лет добровольцем ушел на фронт, защищал Кавказ, был тяжело ранен под Моздоком и чудом остался жив. И, конечно, будет правильно, если по адресу: улица Карла Маркса, 20 а, зазвучат фронтовые песни, напоминая всем, какую цену заплатили советские люди за мир во всем мире.

Однако сегодня хочется поделиться еще одной радостью - в микрорайоне «Муринские пруды» на улице имени Булата Окуджавы получил свой почтовый адрес дом номер семь в новой десятиэтажке с шестью подъездами, о строительстве которой мы писали в июле прошлого года.

Этот отделанный декором красавец радует глаз, в него уже заселились и продолжают заселяться люди. Все это стало возможным благодаря инициативе литературной студии ступени, руководству школы № 32, решению Нижнетагильской городской Думы и администрации города в лице экс-мэра В. П. Исаевой, подписавшей соответствующее постановление.

Вывод из этой истории один - когда предложения и идеи горожан находят понимание в местных органах власти, тогда, к общему удовлетворению, Нижний Тагил молодеет, обретает новое лицо, становится культурным, научным и туристским центром. Центром, а не провинцией. Разумеется, жить можно и в провинции, но содержание жизни должно быть креативным и интересным. «Не город Рим живет во тьме веков, а место человека во Вселенной». Но это уже не Окуджава, а Осип Мандельштам.

Василий ОВСЕПЬЯН,

член Союза писателей РФ, руководитель литературной студии «Ступени».

http://tagilvariant.ru/news/culture/na_ulitse_bulata_novyy_dom_poluchil_pochtovyy_adres/?sphrase_id=6860

Die Rose aus Stacheldraht – Роза из колючей проволоки
пиджак
vasily_ovsepyan
7 Марта 2015

«Жизнь, конечно, это благо,

Если нет в ней столько зла.

Но в бараках Тагиллага

Жизнь мне тягостной была».

Александр Лир, узник Тагиллага

Наряду с традиционным Днем памяти и скорби 28 августа у немцев Нижнего Тагила есть еще один День памяти – 17 февраля. В этот день в 1942 году в Нижний Тагил на станцию Смычка прибыл первый состав с репатриированными поволжскими немцами. Потом были еще составы, привезшие многие десятки тысяч немцев на место «вечного поселения, без права возврата на прежние места жительства». Так начиналась история немецкой Трудармии на Урале.

Уже более двадцати лет Национально-культурная автономия немцев Нижнего Тагила, которую нынче возглавила Мария Абрамовна Тихонова, в феврале проводит День трудармейца памяти тех, кто погиб на непосильных работах, кто был разлучен с семьей, кто так и не увидел своей Родины. Обычно в этот день звучат воспоминания уже немногочисленных ветеранов - трудармейцев, стихи и песни на немецком языке. В этом году собравшимся был показан спектакль Нижнетагильского Муниципального молодежного театра «Отряд 18-74», поставленный художественным руководителем театра Владимиром Давыдовичем Вейде. Перед спектаклем прошло возложение цветов к мемориалу погибшим трудармейцам, перед собравшимися выступил консул Германии в Екатеринбурге Людвиг Нойдорфер. Он сказал, что Германия не забывает о своей роли в тяжелой судьбе российских немцев, и пожелал здоровья ветеранам.

По словам доктора исторических наук профессора Виктора Михайловича Кириллова, реабилитация еще не завершена, а это необходимая работа по восстановлению исторической памяти: нет памяти – нет народа.

Спектакль «Отряд 18-74» по пьесе Василия Овсепьяна и Владимира Вейде – это тот художественный образ, который стал важной эмоциональной составляющей исторической памяти. Это история парня и девушки, злой волей судьбы, или, «вернее, волей своего происхождения», заброшенных в бараки Тагиллага НКВД. Наперекор всему среди голода, насилия, непосильной работы они встретились, полюбили друг друга, и у них родился сын. Символом их любви стала роза, сделанная молодым человеком из колючей проволоки и подаренная любимой со словами: «Мы выберемся, мы обязательно выберемся. И когда мы выйдем на свободу, у нас будет сад и в нем много настоящих, живых цветов».

Над спектаклем работали дети и внуки прототипов героев пьесы.

По окончании спектакля заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области, член губернаторского Совета по делам национальностей Александр Андреевич Бухгаммер вручил Владимиру Вейде благодарственное письмо за многолетнюю воспитательную деятельность театра.

Завершилось нынешнее мероприятие, как всегда, на мажорной ноте. Постоянный участник всевозможных встреч немцев Уральского региона Нижнетагильский хор немецкой песни «Feiertag» под руководством Якова Герта и Елены Цыпушкиной исполнил зажигательную песню «Sei zufrieden».

А. Потапов,

участник хора немецкой песни

http://tagilvariant.ru/news/kraeved/die_rose_aus_stacheldraht_roza_iz_kolyuchey_provoloki/?sphrase_id=6860

В ожидании мая
пиджак
vasily_ovsepyan
В ожидании мая

























15 Февраля 2015

В рамках своего визита в Нижний Тагил министр культуры Свердловской области Павел Креков провел совещание по вопросам организации фестиваля-конкурса авторской песни «Возьмемся за руки, друзья...» и создании литературно-музейного центра «Дом Булата Окуджавы».

Совещание прошло в Центральной городской библиотеке, филиалом которой станет музей Булата Окуджавы. Замглавы города по социальной политике Валерий Суров рассказал представителям общественного совета и журналистам о том, что процесс передачи здания будущего литературно-музейного центра практически завершен. К маю оно должно значиться на балансе у муниципалитета.

- У нас есть предложение - в дни фестиваля провести для жителей и гостей города презентацию Дома Окуджавы, - поделился планами министр культуры области Павел Креков. – Я не думаю, что это будет многомиллионный проект, поскольку в здании не так много комнат, и находится оно в хорошем состоянии. К тому же мы используем на эти цели собранные за прошлый фестиваль авторской песни имени Булата Окуджавы 238 тысяч рублей, а также средства, которые удастся собрать в этом году.

Сам фестиваль авторской песни «Возьмемся за руки, друзья...», который успешно дебютировал в мае минувшего года, ожидают серьезные изменения. Проводиться он будет на новой площадке, в пансионате «Аист». Организаторы планируют сделать конкурс менее музыкальным и более драматургическим. Связано это с тем, что многие участники-барды и зрители первого фестиваля-конкурса остались недовольны небольшим количеством звучащих со сцены произведений Булата Окуджавы. Поэтому нынче конкурсантам не разрешат исполнять песни собственного сочинения. Вместо отмененных номинаций придут новые: авторская интерпретация творчества Булата Окуджавы и актерское чтение его произведений.

Члены инициативной группы предложили министру Крекову пригласить в Нижний Тагил не только исполнителей авторской песни, но и профессиональных артистов. Член общественного совета Василий Овсепьян рассказал собравшимся о желании молодого актера, бывшего тагильчанина Ярослава Жалнина представить местной публике студенческий спектакль по повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр».

Екатерина БАРАНОВА.

Фото Тимофея ДУБИНИНА.

http://tagilvariant.ru/news/culture/v_ozhidanii_maya_/?sphrase_id=6860

Ясак по-уральски
пиджак
vasily_ovsepyan
7 Февраля 2015

На днях прочитал в Интернете: «Когда грабят богатых – это преступление, когда грабят бедных – это КАПРЕМОНТ». Отмечено верно. Мне представляется сложным согласиться с аргументами генерального директора Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Светланой Барановой, изложенными в интервью, представленном пресс-службой этой уважаемой организации и опубликованном в № 2 (185) «Тагильского варианта».

Нам, квартиросъемщикам, настоятельно рекомендуют подписывать договор с региональным оператором, иначе, как я понимаю по стилю беседы, придется платить большие пени. И все потому, что так решило областное правительство в соответствии с Жилищным Кодексом РФ. Следует заметить, что Жилищный Кодекс РФ – это не Конституция РФ, где гарантированы основные права человека, в том числе на собственность и имущество (статья 34, пункт 1). Поэтому в данном случае чиновники что-то не продумали.

Во-вторых, почему мы, собственники жилья, должны раскошеливаться ежемесячно в пользу Регионального фонда, когда живем в Нижнем Тагиле по конкретному адресу? В-третьих, кто дал право государственным структурам диктовать владельцам квартир свои правила поведения? В-четвертых, до этого мы платили по статье «Капремонт» на персональный счет нашего дома в управляющую компанию и знали, сколько имеем средств на принятие срочных мер в случае аварий и других фарс-мажорных обстоятельств. Вряд ли мы найдем быстро и оперативно наши деньги на эти цели, если пойдем на поводу у региональных чиновников. Мне лично это напоминает историю с господином Мавроди, который ограбил полстраны.

В-пятых, не каждому жителю нашего дома по улице Дружинина, 60, удастся дотянуть до 2044 года, когда наступит историческая дата, и очередь на капремонт дойдет до нас. В-шестых, зачем платить по 10 тысяч рублей в год в «черную дыру», где они непременно исчезнут. Ни много ни мало, а это составит за 30 лет более 300 тысяч рублей на одного хозяина такой квартиры, как моя. В-седьмых, чем обоснован тариф оплаты в нашем регионе в размере 8 рублей за квадратный метр, если, например, в Санкт-Петербурге он равен двум рублям? В-восьмых, почему тариф на капремонт устанавливается одинаковый для всех без учета возраста дома? На мой взгляд, чем моложе дом, тем меньше должны быть расценки. В-девятых, откуда появилась такая методика работы с людьми, когда их пытаются наклонять, ничего не объясняя? Если уж проводить какие-то реформы, то они должны быть прозрачными и с надежными гарантиями на улучшение социального самочувствия людей. Но то, что решила областная власть, выглядит антинародно. Поэтому с ней и не согласились жители города Асбеста.

У нас опять наступает время «непредвиденных» трудностей. Словно кенгуру, резко прыгнули цены. А яйцеголовый депутат областной Думы советует нам поменьше есть. Недалеко от него ушел и вице-премьер правительства РФ господин Шувалов, предложивший не повышать пенсии старикам с учетом индекса инфляции. Что происходит? Кому это выгодно?

Попытка отжать у населения «лишние» деньги за счет капремонтов похожа на ясак – обязательную дань, которую платили Золотой Орде русские люди в 14-м веке. Самое справедливое, что можно сделать в данной ситуации, это оставить систему платежей, которая уже проверена временем и опытом, и при этом открыть каждому собственнику жилья персональный счет. Тогда каждый будет знать, что деньги никуда не ушли, и ими можно пользоваться в случае необходимости.

Есть и еще одно обстоятельство, а именно: кому-то государство приватизировало квартиру, а кто-то построил ее сам. И это позволяет бороться за свои права, используя все возможности судебной системы и даже Конституционный суд. Если это не так, то профессиональные юристы могут меня поправить.

И последнее. Региональный оператор плодит огромное количество чиновников, и при этом по всей области ликвидируем систему дополнительного образования детей? Получается, что новая Россия создана для размножения чиновников и для создания комфортных условий олигархам.

Василий ОВСЕПЬЯН,

житель дома № 60 по улице Дружинина.

http://tagilvariant.ru/news/zkh/yasak_po_uralski/?sphrase_id=6860

Две недели в Москве (путевые заметки)
пиджак
vasily_ovsepyan
Две недели в Москве (путевые заметки)
























16 Января 2015

Это решение встретить Новый год в Москве зрело во мне давно. И вот, отложив все дела, я решительно отправился в столицу. Мои ожидания оправдались с первых дней. Внешнее новогоднее убранство Москвы прекрасно. Веселье и жизнь кипят на всех площадях и проспектах. Наконец и мы научились отдыхать и радоваться жизни. Однако мне хотелось попасть в какой-нибудь театр, и моя мечта волшебным образам сбылась - друзья достали билеты в знаменитый Ленком. Итак.

«Юнона и Авось»

Эта гениальная постановка народного артиста СССР Марка Захарова идет с аншлагами уже более тридцати лет и вызывает неизменное восхищение. Великолепное сочинение поэта Андрея Вознесенского и композитора Алексея Рыбникова до сих пор тревожит наше воображение. Чего только стоит выдержка ил писем выдающегося русского путешественника и государственного деятеля Николая Петровича Резанова: «Пусть как угодно ценят подвиг мой, но при помощи Божьей надеюсь хорошо исполнить его, мне первому из России здесь бродить, так сказать, по ножевому острию». А где бродить? Да по испанской Калифорнии и создать при этом Российско-Американскую компанию да еще и влюбиться в дочь губернатора Сан-Франциско Хосе Дарио Аргуэлью Кончиту...

Воспринимаешь этот факт на фоне нынешних санкций и удивляешься мудрости русских и американских государственных деятелей, потворствоваших международной торговле и бизнесу еще в 1805 году. Но самое главное в спектакле - любовь и человеческие страсти, а также работа актеров на полную выкладку.

Я вышел из Ленкома, опьяненный музыкой и поэзией и не на мгновение ни пожалел, что потратил на билет три с половиной тысячи рублей. Оно того стоило. Когда мы в Нижнем Тагиле рассуждаем о «тамошних» театрах, то забываем, что нашим «звездам» надо тянуться за лучшими образцами актерской игры и не оправдывать себя провинциальностью.

Поездка в Переделкино

Встреча с вдовой поэта Булата Окуджавы О. В. Арцимович-Окуджава длилась более двух часов, и нам было, о чем поговорить. В частности, Ольга Владимировна дала свое согласие на приезд в Нижний Тагил в случае открытия литературно-культурного центра «Дом Окуджавы». Возник вопрос и об обещании дать благотворительный концерт Еленой Камбуровой. Обсудили мы и последнюю телепередачу из Переделкино с выступлениями известных артистов в традиционном концерте 3 мая. Ольга Владимировна обратила внимание на то, как точно и душевно чувствует поэзию Булата Окуджавы народная артистка России Светлана Крючкова. Прозвучали теплые слова и в адрес талантливого исполнителя песен великого маэстро Галины Хомчик.

Когда зашел разговор об экспозиции музейной части Дома Окуджавы, Ольга Владимировна выразила готовность подготовить на базе музея в Переделкино двух экскурсоводов. Коснулись и темы частичного дарения артефактов. Здесь хозяйка особо подчеркнула, что продавать что-либо она не намерена а возможность что-то пожертвовать не исключает. Я заметил, что мы на городском общественном Совете рассматривали обоюдное сотрудничество только в таком ракурсе, учитывая деликатность и этику наших отношений.

Уже прощаясь, Ольга Владимировна подарила мне новое редкое издание знаковой повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр» с замечательными иллюстрациями художника Елены Ремизовой, которую я намереваюсь подарить Дому Окуджавы.

Еще один день моего путешествия был посвящен посещению храма Христа Спасителя. Удивили его внешняя и внутренняя красота. Потрясло пение прекрасного хора, и все время не отпускала мысль - чем думали большевики, когда взрывали это сокровище? Далее пошли выставки в манеже, в филиале музея Булата Окуджавы на Арбате, посещение музея Отечественной войны 1812 года. Захотелось познакомиться и с Болотной площадью. Ничего особенного, пока не обратишь внимание на знаменитые парковые скульптуры человеческих пороков, выполненные гениальным художником Михаилом Шемякиным. Те, кто сегодня добивается либеральной реформации, обязаны, прежде чем нас куда-то звать, подумать, что все кончается войной, беспределом и общенациональным унижением. И это мы уже проходили.

Когда мои друзья, узнав о моем возвращение из Москвы, задавали вопрос: «Ну, как там Москва-матушка? Стоит?»,- я неизменно отвечал им: «Стоит! Что с ней сделается!». А про себя думал, что сегодня это зависит от каждого из нас, от нашей гражданской позиции...

Василий ОВСЕПЬЯН.


«Дом Окуджавы»: итоги и надежды
пиджак
vasily_ovsepyan
«Дом Окуджавы»: итоги и надежды
26 Декабря 2014

На прошлой неделе состоялось очередное заседание городского общественного Совета при Доме Окуджавы. С сообщением на нем выступил начальник управления культуры администрации города В. И. Капкан. Он подтвердил, что в январе будущего года из здания по улице Карла Маркса, 20 а, выедет Центр здоровья, который переселится на площади Демидовской городской больницы.

За этим долгожданным событием стоят непростые юридические вопросы по передаче здания из областной в муниципальную собственность, длительные переговоры между двумя региональными министерствами, усилия многих людей. По мнению членов Совета, в Дом Окуджавы заходить надо сразу и начинать ремонт и работу по подготовке первой выставки документов, фотографий, виниловых дисков и книг с автографами Булата Шалвовича. Есть надежда, что некоторыми артефактами может пополнить выставку и вдова великого поэта О. В. Окуджава. Разумеется, мы рассчитываем, что в сборе артефактов нам помогут и тагильчане.

Будущий год - юбилейный, год семидесятилетия Великой Победы. И, конечно, обязательно в нем пройдут городской поэтический марафон, школьный городской фестиваль поэзии и песен Булата Окуджавы и традиционный фестиваль «Надежды маленький оркестрик». Ожидается, что состоится второй региональный фестиваль под патронажем министерства культуры Свердловской области «Возьмемся за руки, друзья!» Дело - за финансированием этих мероприятий.

Василий ОВСЕПЬЯН,

заместитель председателя городского общественного Совета по творческой работе литературно-культурного центра «Дом Окуджавы»

http://tagilvariant.ru/news/culture/dom_okudzhavy_itogi_i_nadezhdy/?sphrase_id=6860